Окончание ранее изложенного: "Удмурты и Русские", "Удмурты и Русские-2", "Удмурты и Русские-3", "Удмурты и Русские-4"...
Появление «дурных» сторон характера удмуртов в отношении с русскими, объясняется довольно однозначно: гордость, самолюбие, мстительность, скрытность, хитрость удмурта «суть не более, как последствия поселения его между сильными племенами, каковы русские и татары. Вотяк много терпел от них с своей первобытной простотой и наконец похоронил вещественные сбережения в земле (привычка удмуртов прятать деньги в земле), а духовные богатства – искренность, чистосердечие под корой хитрости и лукавства.
Еще ранее на это обратил внимание С.Н. Курочкин: «Ничего не знаю, ничего не слыхал и не видел – вот любимый и безопасный ответ вотяка перед русским и перед начальством».
Возможности мирного сожития и общения во многом объясняется близостью культуры и быта двух соседних народов. У русских и удмуртов было немало общего в сельскохозяйственных орудиях, способах уборки урожая, молотьбы и веяния, в постройках для хранения зерна, в технике первичной обработки продуктов. В конечном счете это был не только результат заимствований, но и принадлежности обоих народов к одному хозяйственно-культурному типу.
Тем не менее стремление к размежеванию по этническому признаку, по-видимому, существовало на всем протяжении изучаемого периода. Любопытны в этом отношении и сведения земских статистиков, по словам которых, русские общинники из деревни Квачкам Малмыжского уезда, не желая придерживаться двупольного севооборота, «выделили свои земли в отдельное отрубное владение от вотяков и образовали из себя отдельную земельную общину – Русский Квачкам – с трехпольным севооборотом». В источниках неоднократно встречаются сведения, что русские и удмурты, проживая в одном населенном пункте, некоторыми земельными угодьями пользуются отдельно.
В целом же этнический состав пореформенных удмуртских общин характеризовался неоднородностью, замкнутость общины – бускель – разрушалась, в ней бок о бок селились выходцы из русског и других народов. Процесс взаимной адаптации этнических культур, традиций, обрядов, обычаев был не всегда безболезненным и однозначно положительным. Активной воздействие русских крестьян на общинные традиции удмуртского бускеля оказывалось не всегда адекватным его внутренним условиям.
четверг, 30 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий