
Иногда, наоборот, вотяки выживали из своих деревень русских: из деревни – Узей Тукля русские уехали за 1 версту и основали две новые деревни – Возеншур и Пежъяншур.
О том, что удмурты предпочитали покидать насиженные места, чем жить с русскими, писали и многие дореволюционные авторы. «Если какая-нибудь вотская деревня превращалась в село, куда прибывает русский элемент, вотяки начинают мало-помалу выселяться в глухие места», - читаем у Н. Спасского (Физико-географические условия Вятской губернии и состав ее населения. Вятка. 1881 г.). Малмыжские крестьяне по этому поводу едко высказывались: «Вотяк бежит от русского, как мышь от кошки».
У местного населения по этому поводу существует поговорка – вотяк любит прятать, а русский – на готовом стряпать.
Поскольку общинное сознание связывало благополучие общины с действиями и поступками каждого конкретного общинника, постольку оно требовало неукоснительного выполнения устоявшихся норма и заповедей всеми крестьянами. Если удмурты преобладали в общине, русским приходилось приноравливаться к их порядкам, но нередки были случаи «выселения русских от вотяков в особые селения из-за нежелания подчиняться вотским обычаям».
В то же время нельзя не отметить тот факт, что в повседневном быту в процессе общения с иноязычными соседями удмурты часто оказывались довольно восприимчивыми к некоторым элементам русской культуры. Стоит появиться одному русскому двору в вотяцкой деревне – и она через десять, много через двадцать лет заметно принимает русскую физиономию: слышится русская речь, появляется русская одежда.
При всем своем острожном, а нередко и недоверчивом отношении к русским, удмурты в целом ставили своих соседей на гораздо более высокую ступень, чем себя. Один из дореволюционных авторов отметил: «За национальность свою они нимало не стоят, для вотяка нет выше похвалы, как сказать, что он походит на русского».
Продолжение следует...

Комментариев нет:
Отправить комментарий