Продолжаю публиковать некоторые зарисовки из истории взаимоотношений между удмуртами и русскими...
Этническая неоднородность общин пореформенного периода сказывалась и на общем характере сельского схода – собрании домохозяев. Присутствие на сходе русских поселенцев, имевших несколько иные представления о земельных и других порядках и отстаивавших их, взывало разногласия, приводило к бурным спорам, накаляло обстановку схода.
Г.Е. Верещагин писал, что «теперь на сходах большей частью руоководят те, кто сумеет перекричать других. Такими являются на вотских сходах преимущественно русские новожилы, за что и получили прозвище «горланов». У него же в другом месте читаем: «Присутствуя при мирском сходе, где с вотяками смешались и русские, вы опять заметите резкое отличие между вотяком и русским. Русский кричит, как говорится, во все горло, готов заглушить другого своим криком, а вотяк молчит хладнокровно, как будто он не член общества и в суждении не должен принимать участия», «на сходе человек 10 русских легко перекричат 50 и более человек вотяков и перевес всегда остается на стороне русских»/ Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края. СПб., 1886.
Необходимо отметить. Что Верещагин многие явления отрицательного порядка, наметившиеся в жизни удмуртов в пореформенный период (рост количества семейных разделов, преступности, сквернословие), был склонен объяснять «дурным» влиянием со стороны русских. Вряд ли здесь можно полностью согласить с ним, так как, в конечном счете, характер отношений, как в удмуртской, так и в русской деревне, ее обычаи, традиции менялись под влиянием развивающегося капитализма, углубляющихся товарно-денежных отношений.
Никитина Г.А. Сельская община – бускель – в пореформенный период (1861 – 1900 гг.). Ижевск: 1993 г.
Продолжение следует...
четверг, 19 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий