В продолжении "Удмурты и Русские" и "Удмурты и Русские - 2"...Источники второй половины XIX века довольно выпукло обрисовывают и отношение русских крестьян к удмуртам. В одном из документов читаем: «Русские относятся в общем к вотякам очень пренебрежительно, хотя не брезгуют никогда обращаться к ним в нужде за помощью». Г.Е. Верещагин в одной из своих работ описал характерную ситуацию: он был приглашен на земледельческий общинный праздник гырыны потон (выезд на пахоту) и случайно оказался рядом с русским крестьянином, который, наблюдая за хлопотами участников моления, крайне неодобрительно отзывался о них. О таком же насмешливом отношении к традиционным верованиям удмуртов, нежелании вникнуть в их смысл, об отсутствии какого-либо стремления понять обычаи, обряды своих соседей говорится и в другой его работе. Верещагин с болью отмечал, что «вотяки без возражения переносят от русских насмешки и презрительные прозвища «вотская мышь», «слепая мышь». Но не всегда и не везде проявлялась эта молчаливая покорность и терпимость, особенно если дело касалось веры.
К примеру, русский крестьянин из деревни Ураково Малмыжского уезда С. Зыкин в 1872 году жаловался, что «одножители его крещенные вотяки против желания его Зыкина вблизи его строения выстроили идопоклоннический артельный шалаш, при недопущении же Зыкина все вотяки намеревались ему причинить побои, говорили, что им по ихнему закону приказал выстроить этот шалаш Сидоров Шапей, как грамотный человек и как знающий и понимающий ихнего языческого закона».
вторник, 31 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий