Очередной отрывок из рассказа Миры Бергельсон о небольшом по численности этносе Аляски - атабасках. Начало "Атабаски", "Индейцы-атабаски"...
Сейчас, в начале XXI века ситуация с верхнекускоквимским языком выглядит вполне трагично. Люди моложе сорока его не знают, а старшее поколение практически не использует. Такая ситуация, к сожалению, наблюдается для половины языков на планете. Это языки, существование которых находится под угрозой, а многим – в том числе и атабаскам – на протяжении жизни этого поколения грозит языковая смерть.
Именно школу подавляющее большинство назвали в качестве основной причины забвения родного языка в специальном социолингвистическом опроснике, который было предложено заполнить всем жителям Николая. В миссионерской школе учащимся не разрешалось говорить на родном языке, и хотя телесные наказания не применялись, ощущение беспомощности и стыда за свою «дикость» нынешние шестидесятилетние несли всю свою жизнь. Поэтому, даже будучи носителями языка, со своим собственными детьми они его использовать не хотели; разговаривая с ними с колыбели по-английски.
Хотя большинство населения Николая считает, что язык важен для их культурной идентичности, они выражают сомнение в возможности его возрождения, несмотря на то, что такие попытки ведутся, и язык преподается детям в школе. Все представители старшего поколения назвали в качестве главной причины своих сомнений такую категорию, как стыд. С родным языком, помимо разных положительных эмоций, связанных с детством, домом, традиционным образом жизни, у них ассоциируется унижение. Такая реакция, характеризующая жителей Николая, многое объясняет и хорошо согласуется с известными из литературы и опыта особенности менталитета и коммуникативного поведения северных атабасков.
Мира Бергельсон. В глуши аляскинской глубинки/Этнополис, 2009, №1
четверг, 23 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий