воскресенье, 31 мая 2009 г.

Жертвенная смета

Распорядительным органом в религиозных делах, постановления которого были обязательны для исполнения всеми общинниками, придерживавшимися традиционных верований, являлся деревенский сход. На нем назначалось время моления, определялось, каким же богам и какие следует приносить жертвы. Здесь же назначались жрецы. С помощью жеребьевок на сходе выбирались главные действующие лица моления, среди которых были жрец, почетный распорядитель, куритель жертвы, заклатели жертвенного животного, прислужники или помощники, котельщик.

Служители аграрных культов избирались, как правило, только на время одного моления. Один из миссионеров Сарапульского уезда писал, что «жрецами при языческих молениях служат сами инородцы по выбору и очереди, после которых тотчас оканчивают свое жречество. Если не каждый домохозяин из инородцев, то большинство из них бывают жрецами».

Сельский сход определял также количество и вид жертвенных животных, после чего вычислял необходимую для их покупки сумму денег, которая раскладывалась на членов общины:

«Смета на этот предмет на сходе составляется обыкновенно так: корова в среднем стоит 15 рублей, пара гусей – 1 руб.20 коп., пара уток – 60 коп., всего 16 руб. 80 коп. В жертвоприношении должны участвовать, например, 3 деревни, земельных душ в этих селениях – 566. Если собрать с души по 4 копейки, то в сумме наберется 22 рубля 64 коп. Излишек денег обычно хранится у жреца впредь до употребления на этот же счет. Если у кого не случится денег, берется ржаной мукой по 4 фунта с души, и мука эта продается. Сбор денег и муки поручается деревенским десятникам, излишек денег от проданной муки с них не требуется, а предоставляется им в виде вознаграждения за труды».

Деньги, собираемые до и во время жертвоприношения, шли исключительно на религиозные нужды. Их употребляли для покрытия расходов на ремонт куалы (культовое здание, в котором проводилось моление), на покупку необходимых предметов и жертвенных животных.

Так как не всегда представлялась возможность купить жертвенных животных необходимой масти в своей же деревне, община отправляла выборных в соседние селения, при этом «покупать разрешалось хоть у кого, у татар или у русских, цену платят всегда хорошую, даже иногда превышая стоимость».

Культовый фонд общины складывался не только из денежных и других пожертвований, но и из поступлений некультового характера. Например, в некоторых обществах существовала практика сдачи общественных лугов, лесов и общественных заведений в аренду, чтобы вырученные деньги или часть их внести в фонд подготовки молений. Иногда в культовый фонд поступали и деньги, взыскиваемые с общинников в виде штрафа за ту или иную провинность.
Продолжение следует...Начало "Аграрный обряд удмуртов"

Комментариев нет:

Отправить комментарий