среда, 20 мая 2009 г.

Фольклор нганасан

Нганасанский фольклор можно разделить на две группы: ситаби – героические поэмы о богатырях и дюрумэ, куда входят все остальные прозаические жанры. Особенную часть нганасанского фольклора представляют балы (песни-имровизации), кайнгэйру (инсказательные частушки), ну и тумта (загадки).


Деление фольклора на ситаби и дюрумэ, свойственное нганасанам, отмечается и у других, соседних им северных «самоедских» народов. У энцев фольклор делится на сюдобычу и дёречу, у приенисейских ненцев – на сюдбабц и лаханаку. Так же как у нганасан, у энцев и енисейских ненцев особняком стоят песни – хинопсу по-ненецки. Произведения устного народного творчества у нганасан знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста. Только по общему объему знаний, по мастерству исполнения выделяются отдельные лица. Наибольшая специализация идет по линии исполнения и знания ситаби, сложных и длинных произведений, часть которых исполняется пением. Дюрумэ рассматривается нганасанами как более простой раздел их устного творчества, просто как рассказы о прошлом. Само слово «дюрумэ» дословно значит «вести», «известия», хотя они и включают в свой жанр, как фантастические сказки, а также сказки о животных. Некоторые предания называются нганасанами «дюрумэ-ситаби», что можно перевести «вести, содержащие сказки». В отличие от настоящих ситаби эти произведения рассказываются, как дюрумэ.

Напомню, что в этом блоге можно услышать шаманские песни нганасан "Шаманские песни и рассказы из Сибирской Арктики (нганасаны)".

Продолжение рассказа о фольклоре нганасан будет...

Комментариев нет:

Отправить комментарий