Примитивные аграрные обряды в виде земледельческой магии появились едва ли не с зарождением земледелия, но развитые аграрные культы возникли, по-видимому, только тогда, когда оформился их социальный носитель – сельская община.
Аграрные обряды делились по циклам, связанным с периодами сельскохозяйственных работ, но в сущности все имели общий смысл и одну цель – в первую очередь обеспечить хороший урожай хлебов и других посевных культур, а также удачу во всех делах. Наиболее обрядовонасыщенными циклами были весенний и летнее-осенний: весенние обряды сопровождали подготовку к полевым работам и посев хлебов, летнее – осенние – охрану посевов, ожидание и сбор урожая.
Первым весенним праздником у глазовских удмуртов был гуждор – «первые проталины», а у сарапульских этот праздник являлся составной частью гырыны потона – и проводился на второй день общего празднования начала пахоты.
По своему идейному содержанию земледельческая религия – это обычно культ божеств, так или иначе связанных с земледелием: культ покровителя плодородия, божеств грозы и дождя, земли и духов растительности. У удмуртов это выражалось в почитании Инмара (верховное божество), Куазя (божество погоды), Гудыри мумы (божество грома, грозы), Инву (божество небесной воды), Му-Кылдысина (божество земли), Ву-Мурта (божество реки), Воршуда (покровителя рода и семьи), умерших предков.
Главным божеством, покровительствовавшим земледелию, был Му-Кылдысин, и именно ему чаще всего приносились жертвы при земледельческих обрядах. Образ Кылдысина представлял собой сложное образование, имевшее наслоения различных социально-исторических эпох, ко второй половине XIX века наблюдалось уже слияние его с верховным божеством Инмаром и даже замена его, вытеснением последним.
Продолжение следует...
пятница, 15 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий