Несмотря на то, что у нганасан существовали отдельные более или менее общепризнанные знатоки и исполнители фольклорных произведений, особенно, исполнители ситаби, в целом у них все-таки не произошло выделения таких исполнителей фольклора в профессионалов певцов типа акынов у казахов и киргизов или олон-косутов у якутов.
Все знатоки фольклорных произведений у нганасан были рядовыми охотниками, рыболовами и оленеводами, и только в долгие зимние вечера или в пургу, когда нельзя было уйти на охоту, их знания и искусство делались предметом внимания обитателей чума или стойбища. Короткие предания и сказки рассказывают также вечером, после ужина и после обычного трудового дня. Каких-либо всенародных празднеств, на которых выступали бы сказители фольклора, или публичных состязаний сказителей, которые устраивались у якутов, казахов и некоторых других народов, нганасаны не знали.
Были, правда, так называемые кайнгэймэкуми – состязания двух молодых людей, которые заключались в том, что, сидя по обеим сторонам своей избранницы, они сочиняли иносказательные песни-импровизации, соперничая в остроумии. Тот из них, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, не смог ответить на него, считался побежденным и дарил победителю какое-либо металлическое украшение.
В целом фольклор нганасан носил светский, народный характер (несмотря на большое количество сюжетов, так или иначе связанных с религией). У нганасан не создалось слоя профессиональных сказителей.
Начало "Фольклор нганасан".
15 треков песен и рассказов нгансан
пятница, 12 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий