четверг, 22 января 2009 г.

Хоры старообрядцев Поморского согласия


От греков и южных славян, после Крещения Руси прибывших в конце Х и XI веках со своими певчими книгами и ставших на клиросы первых русских храмов, наши предки с большой любовью приняли новое для них "изрядное осмогласие", т.е. систему восьми греческих "гласов". Это "изрядное осмогласие" было записано музыкальными знаками - "невмами", которые русские быстро усвоили и переименовали в "крюки", или "знамена", а самое осмогласие - в крюковое, или знаменное пение.
В дальнейшем развитие русского церковного пения пошло самостоятельным путем. И здесь проявилась характерная особенность русского народа перерабатывать все заимствованное в нечто своеобразное, самобытно-русское. Поэтому если в знаменном роспеве можно найти следы греческого влияния (деление на гласы, употребление "подобнов"), то в мелодическом развитии самого роспева, в особенностях знаменных нотаций сказалось русское начало. Появившиеся новые мелодии русские также называли знаменными роспевами, так как они записывались "знаменами". Как основной путевой, подобный столпу, на котором утверждалось все церковное осмогласие, знаменный роспев еще назывался "путевым", "столповым". [*Ошибка: путевой роспев - особая разновидность торжественного, праздничного пения; столп - синоним гласа.]. Протяжный и расцвеченный многими мелодическими прикрасами роспев называется "большим знаменным", а более простой, сокращенный - "малым знаменным". [*Тоже неточность: малый знаменный роспев - сокращённый вариант обычного знаменного, а не большого роспева]
На Руси знаменитыми роспевщиками были Федор Крестьянин, Иван Нос, Иван Лукошко, Маркел Безбородый и другие. Общепризнанными одаренными реформаторами знаменного пения считаются старец Александр Мезенец и Иван Акимович Шайдуров.

К началу XVII века церковное пение в России развилось мелодически настолько, что вполне удовлетворяло все богослужебно-певческие потребности Церкви в целом. Серьезность, искренность, сдержанность, скромность и необычайная простота - вот общий характер мелодий Русской Церкви. Этот общий характер еще более подчеркивался унисонным исполнением мелодий.

ХВАЛИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА
Хоры старообрядцев Поморского согласия
Издательский отдел Московского патриархата, серия пластинок "Тысячелетие Крещения Руси"
"Мелодия", 1987

Сторона 1

1.Тропарь Пасхи "Христос воскресе" со стихи (напевка)
Хор первой старообрядческой общины г. Даугавпилса

Хор старообрядцев Поморского согласия из Прибалтики:
2. "Господи воззвах" 1-го гласа (знаменный роспев); стихера "Отче преблагии" (на подобен "Прехвальнии мученицы")
3. Подобен 5-го гласа "Радуися, живоносныи Кресте"
4. Догмат воскресен 7-го гласа "Мати убо познася" (знаменный роспев)
5. Ирмосы 6-го гласа "Яко по суху ходив Израиль" (напевка)
6. Кондак Акафиста Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе" (глас 8-й, знаменный роспев)
7. Кондак Рожества Богородицы (глас 4-й, знаменный роспев)
8. Поучение в неделю вторую поста (псалмодия - традиционное распевное чтение)

Скачать/Download: ссылка
Продолжение следует...

1 комментарий: