четверг, 29 января 2009 г.

Хоры старообрядцев Поморского согласия - 2

Продолжение. Начало песнопений старообрядцев. "Самое естественное и близкое к цели церковное пение есть мелодическое или унисонное", - говорит по этому поводу протоиерей Д.Разумовский в книге "Теория и практика церковного пения". Слушая знаменное пение, невольно переносишься в воображении в далекое прошлое, так это пение могуче своим унисоном и сильно по выразительности. Это одно из глубочайших произведений русского народного творчества.

Реформы конца XVII - начала XVIII века, увлечение западноевропейской хоровой церковной музыкой привели к печальным результатам: соблазн перешел в своеволие, и под сводами древних православных храмов были допущены сначала робкие, как бы исподтишка, а потом угнездились навсегда католические и лютеранские "партесы", четырехголосные "канты" и "концерты". Русские иерархи слабо противодействовали образованию хоров по католическому образцу. Патриарх Никон сам увлекался партесами и насаждал их в церквах, при этом действовал так же решительно, как и в других делах богослужебного устройства.
Вполне понятно, что приверженцы старины увидели в этом нововведении измену православию. В связи с этим протопоп Аввакум писал, что "теперь во многих церквах поют песни, а не божественное пение, уставы у них латинские, руками машут, головами кивают, ногами топают, как это бывает у латинян под звуки органов". В XVIII веке польское католическое влияние уступило свое место итальянскому засилию. Итальянцам уже было легко тащить покладистых русских людей в сторону от родного русского, древлеправославного пения. Но ему не суждено было погибнуть.

Гонимые суровыми мерами, ревнители старины унесли дивную красоту знаменного роспева в дремучие леса, в далекие скиты, к берегам сибирских озер, в дикие места Крайнего Севера. В лесных дебрях Карелии, у Белого моря (отсюда - поморы) на реке Выг был основан мужской монастырь, а на реке Лексе - женский. В них были созданы школы грамотности. Здесь учили церковному чтению, пению, здесь переписывались и художественно оформлялись церковные книги. Эти книги назывались "поморскими". В неблагоприятных условиях, тайком приходилось изучать крюковое пение.

Будем же помнить, что старообрядчество, пронесшее это народное достояние через пучину исторических бурь и гонений, сохранило до наших дней в своей церковной практике крюковое пение. Вместе с тем, все, кому дорого наше национальное достояние, должны чувствовать себя в ответе за то, что в результате забвения "угаснет свеча" ничем не восполнимых основ этого духовного музыкального знания.

"Не следует огорчаться тем, как старообрядцы исполняют древние напевы. Наши обычные требования музыкальной красоты исполнения, столь подчиненные требованиям западного искусства, конечно, находятся в полном противоречии с тем, что считается у старообрядцев истинно русским и истинно прекрасным" (профессор С.Смоленский).

Сторона 2
1. Чин погребения (фрагменты)
Семипоклонный начал
Аллилуия, глас 8-й
Тропарь "Иже глубинами мудрости" и богородичен "Тебе град и пристанище имамы" (глас 8-й, самогласен, знаменный роспев)
17-я кафизма (напевка)
Трисвятое (напевка)

2. Всенощное бдение на Успение Пресвятой Богородицы
Гребенщиковская община, г. Рига

Скачать/Download
Ссылка

1 комментарий:

  1. Здравствуйте! Занимаюсь составление семейного древа.Мои предки Нагаевы, село Нагаево, село Шинки,село Байхор, село Этытей Красно Чикойского района Читинской области (Забайкальского края). В селе Байхор есть церковь"Николаевская" Святого Николая Мирликийского Чудотворца основанная в 1851 году. Окончила деятельность в конце 1920 х годов. Является памятником истории. Мой прапрадед Нагаев Яков служил там писарем. По моим сведениям церковь старообрядческая. Так ли это? Очень нужно знать:отчество Якова, год рождения место рождения год смерти место захоронения,Кто был настоятелем в это время может через имеющуюся информацию я смогу продолжить поиски! Заранее благодарна!

    ОтветитьУдалить