Единственный предмет роскоши орок, если не считать соли, составляет табак, который они выменивают на тюленьи шкуры у японцев, приезжающих сюда ловить рыбу. Курят даже дети, начиная с семилетнего возраста. Те же японцы снабжают туземцев и водкой,хотя, по правде сказать, пьяных мы здесь не видали, может быть, потому, что напиток этот и дорог и плох.
Рыба, тюлени и собаки не только кормят орок, но и одевают их. Мужчины и женщины носят костюмы из тюленьих шкур, а ребята рубашки из собачьего меха, летом - шерстью вверх, а зимою – шерстью вниз. По одежде, да и по физиономиям оба пола мало отличаются друг от друга. У мужчин, в особенности у молодых, никакой растительности на лице не полагается. От женщин легче всего отличить их по волосам на голове. У мужчин одна коса, а у женщин две; старухи ходят растрепанными как киевские ведьмы.
Франтов-орок, в зипунах из серого арестантского сукна, здесь очень немного, может быть, потому, что беглые редко доходят до восточного берега остова; еще раньше, где-нибудь в середине его, они делаются добычей гиляков, если только не успеют вернуться в тюрьму. Из рыбьих кож ороки делают одеяла и пеленки для детей; теми же кожами завешивают двери в юртах; из них шьют паруса.
Проф. А.М. Никольский /Летние поездки натуралиста. «На Сахалине», - Ленинград, 1924 г.
суббота, 4 июля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий