вторник, 15 сентября 2009 г.

Язычество и христианство удмуртов (окончание)

Окончание. Начало. Православная церковь с помощью властей активно наступала на остатки язычества, но достигала успеха далеко не всегда. Даже среди северных удмуртов, более связанных с русскими соседями, дохристианские представления были живы и глубоки. Миссионер Глазовского уезда И. Стефанов в 1865 году писал: «Нынешние национальные праздники состоят в одном гостеприимстве, а прежнее, языческое, знание уже утрачено, в разных местах даже давно. Языческие молельни и мольбища закрыты, воршуды и кумиры окончательно уничтожены».


Но, по-видимому, миссионер выдавал желаемое за действительное, т.к. М. Фармаковский, тоже миссионер Глазовского уезда, спустя 12 лет, сообщал: «Инородцы не все ещё свободны от верований, унаследованных ими от предков своих и по местам исполняют языческую обрядность…Почитая наравне с русскими праздники Рождество Христово, Новый год, Крещение и в особенности Пасху, некоторые из них исправляют и языческие празднеств – акаяшку, гербер, почи гербер, выль джук, курбон».

Что же касается южных удмуртов, то они своих языческих обрядов придерживались даже в большей степени, чем северные. Недаром миссионер Елабужского уезда И. Семакин писал: «Не выродившееся язычество составляет большое несчастье для инородцев-новокрещен, затрудняет духовенство в успехе просвещения инородцев».

Приверженность языческой вере порой приводили к тому, что «однодеревенские жители даже разделяются на две партии, не сочувствующие одна другой, хотя явно и не враждующие, однако несогласных участвовать в жертвоприношениях, старики иронически называют виль дзюцъёс, т.е. новые русаки, слова не ругательные, но служат выражением презрения и даже ненависти».
По словам крестьянина из Шарканской волости, «когда он решил оставить прежние языческие обычаи и не стал ходить на общественные жертвоприношения, односельцы несколько раз наносили ему побои, даже жестокие, так что в одно время его едва не отправили на тот свет».

Г.А. Никитина. Сельская община бусель в пореформенный период (1861-1900 гг).

Комментариев нет:

Отправить комментарий