
Например, по данным переписи 1926 года коэффициент естественного прироста ненцев составлял 2,8%, что обеспечивало рост в 16,5 раз за 100 лет. В то же время ряд особенно немногочисленных народов: алеуты, нганасаны, удэгейцы, ульчи, чуванцы численно сокращаются.
Как правило, численное сокращение малочисленных народов рассматривается как знак прямого вымирания и причины его видятся в социальном неблагополучии, ведущем к общему снижению продолжительности жизни, рождаемости, повышению частоты таких явлений, как суицид, убийства, ранняя смерть от болезней, гибель по неосторожности в условиях опьянения.
Все эти обстоятельства присутствуют в жизни коренного, да и не только коренного населения Севера, особенно в последние десятилетия, но они в равной степени свойственны и народам, численность которых устойчиво растет. Главная причина лежит в особенностях брачного поведения в условиях свободного выбора брачных партнеров.
Так, например, анализ домовых книг поселков на территории Хатангского сельского поселения Таймырского Долгано-Ненецкого района показал, что для нганасанок наиболее привлекательными брачными партнерами оказались долгане, в то время как браки нганасан с долганками были явлением далеко не столь частым, и мужчины нганасане часто оказывались безбрачными.
Брачное поведение женщин, в наибольшей степени определяющее состав семейных пар, ориентировано на представителей более успешных групп населения. Наиболее способными и талантливыми оленеводами местные специалисты, как правило, считают нганасан, но в части бытовых стандартов, бытовой обустроенности и адаптированности к современным формам хозяйственно-бытового поведения заметно лидируют более модернизированные долгане. Они, как женихи, оказываются и более привлекательными для девушек нганасанок.
Если эта ситуация не изменится, а пока не видно глубинных оснований для существенных изменений, может произойти полное растворение нганасан в долганах при том, что никто специально не проводил никакой политики и козней не строил.
Михаил Жуков. Коренное население российского Севера. – Этнополис. – 2009.-№1
Комментариев нет:
Отправить комментарий